В православном зодчестве часовни всегда строили на месте или в честь знаковых событий, знаковыми объектами можно назвать часовню-памятник героям Плевны, построенной в 1878 году в Ильинском сквере на Китай-городе в Москве, Часовня-крест, возведенная неподалеку от Переславля-Залесского, построенная в XVII веке, в честь рождения сына Ивана Грозного и т.д. В отличие от храмов, у часовен нет определенных канонов планировки или объемно-пространственных решений, связанных с процессом службы. Таким образом, являясь памятниками знаковых событий, не скованные рядом принципов, в России часовни исторически всегда являлись уникальными и выразительными объектами.
Помимо памятных, часовни могут быть водосвятными- располагаться над святыми источниками, - купелями; придорожными; частными; поминальными; приходскими и т.д. Часовни могут разделяться по типу объемно-пространственной композиции: открытые или закрытые; в один или несколько этажей. Немаловажной характеристикой образа часовни является стиль: русское узорочье, владимирский, псково-новгородский, классицизм или неорусский стиль, также существенную роль играет выбор материалов: несущих: дерево, кирпич, бетон и пр.; отделочных: известковая обмазка, камень, архитектурный бетон, пластик, пенополистирол и т.д.
Образ часовни должен лаконично вписываться в сложившийся архитектурный ансамбль или в природный ландшафт, средствами архитектурного стиля и символизма подчеркивать местную традицию и историю, в неменьшей степени выражая историю посвящения.
Центром классической и традиционной архитектуры спроектировано большое количество часовен и купелей, реализованных по всей стране. Стоит упомянуть ансамбль часовен, возведенный у западной границы Серафима-Дивеевского монастыря, где нами была спроектирована пешеходная набережная, длинной 7 километров, связывающая монастырь и святые источники в единое паломническое пешеходное пространство. Вдоль набережной стоят киоты и поклонные кресты, а также две часовни, спроектированные специалистами Центра, выполненные в стиле русского узорочья, фланкирующие оба берега реки, формируя композиционную ось с древним Казанским собором, на которой по нашему же проекту будут располагаться Святые Врата, завещанные Серафимом Саровским. На искусственном острове, возведенном по проекту в рамках благоустройства набережной находится самый большой памятник Серафиму Саровскому в России, а третья - Никольская часовня, открытого типа, выполненная в стиле московской школы XVI века. Эти часовни являются изящными доминантами пешеходного паломнического пространства у воды, расположенного у подножия одного из самых древних монастырей.