ХРАМОВОЕ ЗОДЧЕСТВО
ЦЕНТР КЛАССИЧЕСКОЙ И ТРАДИЦИОННОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Угловая Арсенальная башня, или, как ее называли, Собакина башня, построена итальянским зодчим Пьетро Антонио Солари в 1492 году. Башня представляет собой шестнадцатигранный объем, который в верхней своей части разделен машикулями и завершается парапетом. Основной многогранный объем вырастал из внушительного цоколя, который до начала XVIII в. был окружен фортификационным алевизовским рвом и рекой Неглинной.

Угловые башни Кремля с их широким фронтом обстрела были одними из наиболее существенных элементов с точки зрения обороны. Именно поэтому их делали многогранными или круглыми в плане. Цоколи угловых башен отличались большей, чем у других башен, высотой и массивностью также благодаря их важному фортификационному значению.

До XVII в. башню завершал низкий деревянный шатер с флюгером. В 1620-80-е гг. угловые и некоторые проездные башни получили ярусные шатровые навершия. Угловая Арсенальная башня не стала исключением. И в 1672-1686 гг. вместо деревянного шатра над башней возвели восьмерик с каменным шатром, который покоился на цилиндрическом ярусе. Таким образом, к концу XVII в. угловая Арсенальная башня получила свою ступенчатую композицию, которая сохранилась и по сей день.

Графическая реконструкция Собакиной башни на конец XV в. была осуществлена с опорой на сохранившиеся зарубежные и отечественные аналоги, близкие к той эпохе. Среди зарубежных: замок Сфорца в Милане (XIV- первая пол. XV в.), замок Сфорца в Сончино, Ломбардия (1473 г.), крепость в Бризгелле, Эмилия-Романья (нач. XIV в.) и др.. В качестве отечественных аналогов для анализа использовались: Новгородский (XV в.), Нижегородский (нач. XVI в.), Тульский (1514-1520гг.), Коломенский (1525-1531 гг.) и Смоленский (1595‒1602 гг.) кремли.

Также за основу графической реконструкции были взяты сохранившиеся гравюры и исторические планы шестнадцатого и семнадцатого столетий: Петров чертеж (ок. 1597-1599 гг.), Годунов чертеж (начало 1600-х гг.) Кремленаград (начало 1600-х гг.), Сигизмундов план (1618 г.).

Анализируя гравюры и исторические планы XVI- XVIIвв., а также упомянутые отечественные и зарубежные аналоги, можно предположить, что до конца XVIIв. шестнадцатигранный парапет продолжали мерлоны в виде «ласточкиного хвоста» - традиционная форма зубцов для крепостного зодчества Северной Италии.

На Руси шестнадцатигранные башни встречались нечасто – наиболее распространенной формой в плане для угловых башен был круг. Однако в Смоленском кремле сохранилась подобная шестнадцатигранная башня «Веселуха» (или Лучинская башня, Криволучинская башня) (1596—1602гг.), расположение мерлонов которой и легло в основу настоящей графической реконструкции.

Поверх зубцов размещался усечённый многогранный деревянный шатер, на котором, согласно историческим планам, располагался барабан, возможно, каменный, подобный барабану круглой башни крепости в Бризгелле (нач. XIV в.) или Маринкиной башне коломенского кремля (1525-1531).

Увенчивал барабан малый деревянный шатер с завершением в виде яблока, на которое крепился шпиль или флюгер.
На кремлевских стенах, подходящих вплотную к башне, поверх зубцов устраивалась тесовая кровля, сгоревшая при пожаре в XVIII веке. Подобную двускатную кровлю можно наблюдать как в древнерусских крепостях, например, в Тульском кремле, так в зарубежных фортификационных сооружениях - в миланском замке Сфорца.

За основу реконструкции кровли над стенами московского Кремля был взят именно этот образец, поскольку оригинальные стены XVI века возводились итальянскими мастерами, привносившими в русское зодчество строительные традиции ломбардских земель: Антоном Фрязиным, Марко Фрязиным, Пьетро Антонио Солари, Алевизом Фрязиным Старым.

Так, на реконструкции Арсенальной башни XVI века кровля над стенами кремля имеет два одинаковых ската, один из которых опирается на зубцы в виде «ласточкиного хвоста», ограждающие верхнюю боевую площадку внешней стороны стены, а другой – на столбы внутренней стороны стены. Кирпичные столбы имеют равную с зубцами высоту.

Данная реконструкция позволяет проследить эволюцию форм и изменение на протяжении нескольких эпох архитектурного языка, удивительно сочетавшего в себе богатство западного культурного наследия и самобытную творческую мысль русского зодчества.

Список литературы:
Всеобщая история архитектуры. Том 4. Архитектура Западной Европы. Средние века. Губер А.А. (ред.). – Л.–М.: Стройиздат, 1966
Кремль. Китай-город. Центральные площади / Редактор: М.В. Посохин. — М. : Искусство, 1982.
Московский Кремль в старину и теперь: В 2 кн./ Сост. С.П. Бартенев. Факс. изд. кн., выпущ. Министерством Императорского Двора в 1912 и 1916 гг. М.: МедиаПресс, 2011.
Ревзина Ю. Е. Архитектура, война и география: Фортификация XVI-XVIII веков в Европе и России. М.: Архитектура-С, 2016.
Русское градостроительное искусство. Москва и сложившиеся русские города XVIII - первой половины XIX веков/НИИ теории архитектуры и градостр-ва; Под общ. ред. Н.Ф. Гуляницкого. – М.: Стройиздат, 1998.
Швидковский Д.О. Исторический путь русской архитектуры и его связи с мировым зодчеством. - М.: Архитектура-С, 2016.

О башнях Московского Кремля

Архитектор Хобот Н.А.