Собор является самым крупным сооружением в православном зодчестве. Его молельный зал может вмещать от 1000 до 10 000 человек, а его роль в градостроительном облике может быть главной и определять характер всего города, формировать ассоциации с ним. Соборы попадают в заставки новостей, являются изображениями на банкнотах и местом проведения самых важных мероприятий в городе, регионе или даже стране.
Самым важным в определении облика собора является формирование его облика в масштабе градостроительного значения. Решающими становятся такие измерения, как высота, объем, форма купола, колокольни или силуэт многоглавия. Собор должен выделятся в панораме города, в то же время не быть чем-то чужеродным, а дополнять и обогащать ее, придавая выразительности.
Функциональное наполнение, конечно тоже важно, хотя и второстепенно: ведь при соборах часто делаются развитые причтовые комплексы, в которых располагаются музеи, залы архиерейских и епархиальных собраний, торжественные трапезные и т.д. В свою очередь, интерьер собора играет также значительную роль-он должен быть частью архитектуры сооружения, демонстрируя ее величие и продолжая композицию экстерьера внутри здания: иконостасы, киоты, рисунок мощения на полу - все должно быть увязано единой пространственной идеей композиции храма, которая в свою очередь, связана с городом.
Центром классической и традиционной архитектуры создано большое количество православных соборов. Одним из тех, которым следует уделить внимание - является русско-сербский собор в Честь Царственных Романовых страстотерпцев в городе Баня-Лука, в Боснии и Герцеговине.
Сербский народ принял решение построить собор в честь Николая II еще в начале XX века, после расстрела Царской семья, чувствую свою историческую причастность к этой трагедии. Спустя сто лет, представителя Сербской православной Церкви обратились к нам, за проектом такого собора, который они были готовы возвести в городе Баня-Луке.
Прототипом проекта нами был выбран собор Чуда архистратига Михаила в Хонех - собор Чудово монастыря Московского Кремля, ныне утраченный. Собор построен в 2024 году. Его архитектура принадлежит Московской школе XVI века, а местные отделочные материалы - камень из боснийских каменоломен, предает зданию уникальный облик.